Читатель, приветствую тебя во втором уроке программирования на java. В прошлый раз мы установили java на ПК. Сегодня напишем самую простую программу на это языке.
Первым делом запустим eclipse. После этого мы видим перед собой стартовую страницу – welcome page, которую смело закрываем. Создадим наш первый проект. Для этого нажимаем File-> New ->Java project (Если там нет “Java project”, выбираем “Other” и уже в данном меню ищем Java project).
В диалоговом окне вводим имя проекта, к примеру JavaLessons и нажимаем Finish.
Немного о структуре проекта в eclipse:
Уже сейчас в нем есть пустая папка src, с которой мы будем работать. (Src – от англ. source т.е. источник. В этой папке мы будем создавать классы, которые будут источником т.е. исходниками для программы. По сути, они и есть наша программа). В данном контексте мои пояснения немного грубоваты, но для начала нужно иметь общее представление. В дальнейшем будем его развивать и переходить к более сложному виденью.
Ниже набор библиотек – JRE System Library. По сути это уже написанные разработчиками языка классы. (Класс – описание однотипных объектов. В дальнейшем мы будем создавать файлы и называть их классами). В классах мы будем писать инструкции компьютеру, которые он должен выполнить. Если быть более точным, инструкции т.е. код, который мы пишем вначале с помощью компилятора преобразовывается в байт – код. А JVM (посредник между Операционной Системой- ОС и Вашей программой) данный код переводит в инструкции к процессору. И после этого компьютер делает то, что Вы ему сказали.
Дальше нам необходимо создать папку, в которую мы будем помещать наши файлы. Такие папки в джаве называются пакетами (аналог namespace для C#). Для этого нажимаем на проекте правой кнопкой мыши и выбираем New ->Package.
В появившемся окне вводим имя пакета, я ввожу “ua.kharkov.bogdan.lessons.lesson1″ и нажимаю на кнопку финиш.
ВАЖНО! Как правильно называть пакеты в JAVA:
Пакет, как правило, это доменное имя, записанное в обратном порядке. К примеру, я хочу создать сайт bodya.kharkov.in.ua, для такого сайта доменное имя будет следующим: ua.in.kharkov.bodya.
Дальше, как правило, идет разделение на различные слои логики. Почти в каждом проекте есть слой бизнес логики и слой представления. Бизнес логика – это функциональность (функции Программного Обеспечения – ПО). В ней не должно быть никаких элементов, связанных с графикой (формы, даже строки, которые будут выводиться на экран должны быть в других местах! Подробнее об этом позже). Слой представления – это все то, что видит пользователь на экране, тут не должно быть никакой функциональности.
Итак в больших проектах (и в маленьких тоже!), когда количество классов растет очень быстро (и даже, если это не так), очень важно выделять слоги логики. Т.е. создавать отдельно пакеты ua.in.kharkov.bodya.bll (bll – business logical layer, порой вместо bll используют слово “model”,это общепринятые обозначения, которые поймет каждый разработчик но они не должны быть жестким правилом, которому Вы будете постоянно следовать) и ua.in.kharkov.bodya.pll (pll – presentation logical layer – или view).
В ближайшем будущем мы будем создавать только простые консольные приложения, которые будут представлены в одном классе, в котором будет и логика и отображение. По-этому пока достаточно только одного пакета. Для меня это: “ua.kharkov.bogdan.lessons.lesson1″.
Как именовать пакет, если мы создаем настольные или мобильные приложения?
Да, в принципе, так же. Смысл создания и именования пакета в указании того, кто разрабатывает ПО, где он это делает и разбиении проекта на отдельные слои. В корпорациях часто указывается имя корпорации что разрабатывает ПО (или программист, если он самостоятельно делает проект).
Далее нам необходимо создать новый класс. Для этого нажимаем правой кнопкой мыши на пакете (чтоб по умолчанию класс создался именно там) new-> class. Вводим имя класса и ставим галочку возле public static void main, чтоб вместе с классом создался метод мейн. Данный метод является точной входа в программу. С него программа начинает выполнятся и если его не будет, будет ошибка. По сути инструкции, в которых указывается что компьютеру необходимо сделать Вы пишите именно в методе main.
В классе, который Вы видите перед собой мы и будем работать. Ваша задача теперь написать строку
System.out.println(“Hello, World”);
в метод main таким образом, что получилось как на картинке:
Инструкция System.out.println() – это команда, которая говорит компилятору что мы хотим вывести на экран то, что передаем внутри круглых скобок. По сути данной строкой мы вызываем метод println. Метод – это последовательность команд, описывающих конкретное действие. В некоторых источниках Вы можете встретить понятие “функция”. Слова “метод” и “функция” несут один и тот же смыл.
После этого нажимаем Ctrl+F11 и смотрим на вкладку консоль, которая скорей всего стала активной в нижней части среды разработки. В ней мы видим тот текст, который сказали, что хотим видеть на экране.
Поздравляю, Вы написали свою первую программу на JAVA!
В данном уроке мы написали самую простую программу и, местами, я использовал новые понятия. В качестве ДЗ рекомендую найти и понять определения JVM, JDK, JRE и среды разработки.
Спасибо за внимание!